Методика и техника социально-политических исследований

 

1.    Роль социологических исследований в деятельности PR-специалиста. Виды социологического исследования

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).

Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.

Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

 

Функции социологического исследования

1.    Познавательная - получение новых знаний об изучаемых объектах. Она выражается в том, что наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

2.    Практическая – выработка практических рекомендаций с целью совершенствования изучаемых явлений и процессов.

3.    Нормативно-ценностная – выражение целей, норм, ценностей, соответствующих потребностям общества на данном этапе его развития.

4.    Гносеологическая – конкретизация основных вопросов теории познания, применительно к данному познавательному процессу. Выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов.

5.    Информационная – сбор и обработка информации, ознакомление общественности с результатами исследования, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе.

6.    Логическая – последовательное выполнение основных этапов и отдельных исследовательских процедур. Заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии.

7.    Организационная – регулирование деятельности исследовательского коллектива, созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

 

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей. Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Содержание и структура программы социологического исследования зависят от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными, выполняются по прямому заказу органов общественного управления, ответственных за организацию деятельности в данной области.

 

 

 

 

 

2.    Программа социологического исследования: назначение, структура, функции

 

Программа КСИ - документ, представляющий систему теоретически- методологических принципов в соответствии с целями и требованиями исследования, правилами проведения  исследования и последовательностью приёмов для их проверки.

Общие требования к программе

1.    Необходимость  программы исследование без программы  путь  поиска методом проб и ошибок.

2.    Эксплицитность от англ. explicit  - ясный, подробный, высказанный до конца, точный, определённый (he is quite explicit on the point  он совершенно точно формулирует своё мнение по вопросу)

3.    Логическая последовательность всех элементов: нельзя начать с выбора принцип. плана, не представляя цели и задачи исследования.

Гибкость программы – это требование не противоречит предыдущему. Надо обозревать все звенья программы, подвергать их проверке, изменять по необходимости.

 

Программа  содержит три раздела .

-Теоретикао-методологический (формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач, интерпретация основных понятий, предварительный системный анализ объекта и развертывание основных гипотез)

 Методический (выборка, шкалы, методы сбора и анализа данных)

Организационный  раздел- это рабочий план, где фиксируются сроки исследования и ответственные исполнители за те или другие виды работ. Организационный раздел исследования разрабатывается в соответствии с ведению.  зделение труда между ними для достижения  общей цели.

Программа выполняет две важнейшие функции – научно- познавательную и научно- организационную. Также она реализует и внешние функции.

Цель  исследования ориентирована на конечный результат, теоретико-познавательный или практическо-прикладной.

Задачи – формулируют вопросы на которые должны быть получены ответы для реализации цели.

Задачи:

1.    Основные;

2.    Частные;

3.    Дополнительные.

Операциональные определения – мостик между теорией и эмпирическими наблюдениями.

Операциональные определения – описания, содержание которых детализируется до бесконечности. Операционализация – разложение его теоретического содержания на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения.

Гипотеза – умозаключение, объясняющая чередование явлений как работ некоторого порядка.

Параметры гипотез:

1.    Общность – способность гипотезы охватывать определенную совокупность (людей) в связи с этим подразумеваются гипотезы.

2.    Сложность – количество переменных из которых состоит гипотетическое предложение.

3.    Специфицируемость – число значений, которые принимают переменные.

4.    Детерминируемость – частота наблюдений, соответствующая одному или нескольким значениям переменных.

5.    Проверяемость.

6.    Предсказуемость – гипотеза следует за жизнью.

7.    Коммуникабельность (согласование гипотезы с другими предположениями). Гипотеза, понятная только автору должна быть отвергнута.

8.    Воспроизводимость (проверяемость независимо от автора).

9.    Устойчивость. Гипотеза устойчива, если она проверена несколько раз.

Характеристики гипотезы.
Это знание вероятностное.
Это достаточно обоснованное, но не обязательно истинное знание.
Это знание предполагает разрешение противоречия, лежащего в основе проблемы.
Это знание содержит новые аспекты по сравнению с имеющимися.
Это знание, проверяемое с указанием на способ проверки.

Классификация гипотезы:

1.    По задачам исчисления:

-       основные

-       не основные

2.    По степени общности:

-       основания

-       следствия

3.    По последовательности выдвижения:

-       первичные

-       вторичные

4.    По содержанию

а) описательные (о существенных свойствах объекта)

-       структурные

-       функциональные

б) объяснительные (предположении о значении факторов)

5.    Прогнозные – о тенденциях (развития социальных процессов), новом знании которое выступает средством поиска нового способа объяснения еще не известных фактов, имеющихся в реальности.

 

3.    Количественные и качественные  методы социологического исследования: сравнительный анализ

 

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике.

Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований

п/п

Основания сравнения

Количественные методы

Качественные методы

1

2

3

4

1.     .

Цель применения

Макросоциологическое исследование

Микросоциологическое исследование

2.      

Цель применения

Дать объяснение причин изучаемого явления

Понять изучаемое явление

3.      

Исследовательские задачи

a.      Измерить параметры явления;

b.     Установить взаимосвязи между отдельными параметрами;

a.      Выявить обую картину явления;

b.     Концептуализировать явление, интерпретировать его

4.      

Позиция исследователя

«сторонний» наблюдатель

«сочувствующий» участник

5.      

В центре внимания исследователей

a.      Социальные структуры и институты;

b.     Объективные факторы;

c.     Общие социальные процессы

a.      Человек;

b.     Субъективные факторы;

c.     Особенные, частные процессы

6.      

Исследовательские гипотезы формулируются

До начала сбора данных

По мере овладения данными

7.      

Исследовательские инструменты

a.      Разрабатываются до полевого этапа;

b.     Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей

a.      Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе;

b.     Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт

8.      

Исследовательские процедуры

Стандартизованы; предполагается их дублирование

Менее стандартизованы; дублируются редко

9.      

Единицы анализа

Факты, события, высказывания, акты поведения

Субъективные значения фактов для индивида

10.  

Логика анализа

Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий

Индуктивная: от фактов к концепциям

11.  

Основные способы анализа

a.      Классификация путем отождествления случаев;

b.     Статистическими способами;

c.     Систематизация

a.      Описание случаев без их отождествления;

b.     Путем обобщения выявленных оценок;

c.     вообржение

12.  

Данные исследования представляются в виде:

Статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п

Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п.

13.  

Валидность (надежность) достигается достоверным

Повторением установленных связей

Описанием случаев и выявленных мнений

14.  

Стиль исследования

Жесткий, холодный

Мягкий, теплый

Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).

Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения.

4.    Выборка в социологическом исследовании. Сущность, типы и качество выборки

 

 Весь изучаемый социальный массив социологи называют генеральной совокупностью, конечно, для исследования берется какая-то часть, точно так же, как при анализе крови берется одна капля.
     Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию.
     Генеральная и выборочная совокупности должны сопоставляться по некоторым важным признакам, которые легко проверяются статистическими методами. Если они совпадают, то выборка называется представительной, или репрезентативной.
Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность - целевой установкой программы исследования.
     Случайная систематическая выборка - отбор идет через определенные интервалы, например, по спискам студентов, клиентов банка, избирателей и т.п. Имея список работников предприятия и определив объем необходимой выборки, можно установить шаг выборки, например каждый десятый или сотый из списка.
     Серийная или гнездовая выборка реализуется в том случае, если есть внутренняя структура объекта.
     Целевой называется выборка, в которой идет выделение на основе каких-либо признаков, например по полу, национальности, имущественному положению, принадлежности к политическим партиям и т. п.
     Целенаправленная квотная выборка предполагает пропорциональный отбор на основании статистики распределения среди генеральной совокупности заданных сочетаний паспортных данных респондентов - квот.

Метод основного массива - опрос всех присутствующих (или 60-70% всей численности). Посредством этого метода, например, осуществляется "зондаж" общественного мнения.

     Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной. Они могут быть следующими:

стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

вероятностный (случайный) отбор. Главный принцип подобного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную.

Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.

 

5.    Измерение в социологическом исследовании. Способы проверки первичного измерения

 

Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

Виды шкал.
Объект измерения служит основанием для выделения различного вида шкал.
Различают две ситуации: а) числа, полученные в результате применения процедуры измерения, используются для характеристики некоторых внутренних свойств индивида – мнений, отношений, установок, мотивов, знаний, умений и др. (шкалы установок); б) Полученные числа служат для характеристики объектов внешних по отношению к субъекту измерения (шкалы оценок). Кроме того, шкалы подразделяются по форме на числовые, вербальные и графические.
Графические шкалы - отрезок прямой линии (длина ее может колебаться от 9 до 15 см), разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначениями, на которых респондент должен сделать отметку.
Ранжирование – оценивание по измеряемому качеству, совокупности объектов путем их упорядочивания по степени выраженности какого-либо признака,
(степень важности)
Попарное сравнение – распространенный прием измерения, сравнение объектов или суждений относительно какого-то определенного качества.

Некоторые методы измерения.
Числа, полученные в результате применения этих шкал, в одних случаях могут служить непосредственной оценкой измеряемого качества, а в других – основой для дальнейшей математической обработки и построения производной шкалы.
Построение шкал методом экспертных оценок. Измерение в этом случае разбивается на два этапа: построение шкалы, т. е. построение шкальных весов признаков, и оценивание респондентов по этим шкалам.
Метод равных интервалов. При большом числе признаков метод парных сравнений оказывается громоздким, поскольку эксперты должны рассмотреть каждую возможную пару признаков, а число таких пар быстро растет с ростом числа признаков (k(k-1)/2).
Суть метода равных интервалов состоит в следующем: список суждений оценивается экспертами, которые располагают признаки в фиксированное число категорий (обычно равное 7,9 или 11), ранжированных по степени предпочтения. Интервалы между категориями должны быть субъективно равными, т.е. судящему должно казаться, что различия по степени предпочтения между суждениями любых двух смежных категорий равны.

Из списка отбираются 100-200 суждений, которые по возможности равномерно покрывают весь континуум установки: от мнений выражающий крайнее положительное отношение к объекту установки, до мнений, выражающих крайнее отрицательное отношение к этому объекту. Особое внимание уделяется формулировке нейтральных мнений. При отборе суждений необходимо руководствоваться следующими правилами:

Суждения формулируются в утвердительной форме и должны выражать сиюминутную психологическою установку испытуемого, не смешивая ее с отношением к тому же объекту в прошлом;

Каждое суждение должно быть достаточно кратким, чтобы не утомлять опрашиваемых;

Суждения должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было принять или отвергнуть, и выражать они должны одну, а не несколько идей; необходимо избегать утверждений, по отношению к которым большинство респондентов не имеют определенного мнения;

Суждения должны иметь такую форму, чтобы согласие или несогласие с ними указало на их отношение к объекту установки;

Характер суждений не должен быть фактическим;

Необходимо исключить утверждения, которые могут быть приняты как теми, кто имеет отрицательное отношение к объекту установки, так и теми, кто имеет положительную установку.

Метод суммарных оценок.

Предложен в 1932г. Лайкертом. Идея довольно проста: группе лиц даются вопросы, которые должны оцениваться по пятибалльной системе в отношении согласия с этими вопросамиаллы одного лица относительно всех вопросов суммируются. Полученная сумма – балл этого лица. Затем лица ранжируются по балламля построения шкалы отбирается большое число утверждений, относящихся к исследуемой установке.

Шкалограммный анализ.

Шкалограммный анализ Гутмана ведет к построению шкал порядкового уровня измерения. Эта техника связана с построением одномерных шкал, т. е. шкал, не затрагивающих вопросов или не включающих факторов, посторонних по отношению к измеряемой характеристике.

Семантический дифференциал.

Метод семантического дифференциала (СД) разработан Ч. Осгудом для измерения смысла понятий и слов и, прежде всего для дифференциации эмоциональной стороны значения данного понятия, для изучения эмоциональных компонентов социальных установок.

Надежность измерения социальных характеристик.
Компоненты надежного измерения.

Наиболее сложный вопрос надежности измерения – его обоснованность.

Обоснованность связана с доказательством того, что измерено вполне определенное заданное свойство объекта, а не некоторое другое, более или менее не него похожее.

В процессе измерения участвуют три составляющие: объект измерения, измеряющие средства, с помощью которых производится отображение свойств объекта на числовую систему, и субъект, производящий измерение.

Предпосылки надежного измерения кроются в каждой отдельной составляющей.

Правильность измерения – выявление систематических ошибок.

Прежде чем приступать к изучению таких компонентов надежности, как устойчивость и обоснованность, необходимо убедиться в правильности выбранного инструмента измерения (шкалы или системы шкал).
Отсутствие разброса ответов по значениям шкалы. Попадание ответов в один пункт свидетельствует о полной непригодности измерительного инструмента – шкалы. Такая ситуация может возникнуть или из-за «нормативного» давления в сторону общепринятого мнения, или из-за того, что градации (значения) шкалы не имеют отношения к определению данного свойства у рассматриваемых объектов.
Использование части шкалы. Довольно часто обнаруживается, что практически работает лишь какая-то часть шкалы, какой-то один из ее полюсов с прилегающей более или менее обширной зоной.
Неравномерное использование отдельных пунктов шкалы. Случается, особенно при использовании упорядоченных шкал, градации которых сопровождаются словесными описаниями, что некоторое значение переменной (признака) систематически выпадает из поля зрения респондентов, хотя соседние градации, характеризующие более низкую и более высокую степень выраженности признака, имеют существенное наполнение.

 

 

6.    Контент-анализ: сущность, виды и процедура проведения

Контент-анализ — описание метода

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др.

Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование.

7.      Метод  фокус-групп: особенности и процедура проведения

ФОКУС-ГРУППА, групповые фокусированные интервью - социологическое интервью, основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте исследования. Традиционно родоначальником Ф.-Г. принято считать Р. Мертона (см.), чья работа "Фокусированное интервью" (совместно с М. Фиске и П. Кендаллом) признана классической.

Метод Ф.-Г. с успехом используется для изучения имиджа (см.) политиков, отношения к политическим партиям и движениям, исследования причин социальной напряженности в обществе, а также для осуществления социального прогнозирования (диагностика социальных проблем и моделирование развития социальных процессов, например, исследование последствий общественных реорганизаций, проблем экологической безопасности и т. п.). И наконец, Ф.-Г. используют в методологическом обеспечении социологических исследований (проверка гипотез, пилотаж инструментария).

Ф.-Г. позволяет выявить не направленность того или иного выбора респондента, а саму мотивацию, набор объяснительных схем, которыми респонденты описывают собственное поведение. Следует особо подчеркнуть, что в данном случае речь не может вестись о "правильных" или "ошибочных" схемах. Важно, чтобы респонденты самостоятельно описывали собственные мотивы, а не выбирали из предложенного перечня.

Оптимальным числом участников Ф.-Г. является 7-10 человек. При большем количестве из них выделяется подгруппа активных участников (те же 7-10 человек), которые реально участвуют в дискуссии, остальные же являются пассивными слушателями. Как показывает практика, при меньшем количестве людей само исследование превращается в набор индивидуальных интервью.

Процесс рекрутирования участников - наиболее трудоемкая и одна из самых ответственных частей исследования. Основным требованием при формировании группы является ее гомогенность по определенному критерию, вытекающему из цели исследования. Такими критериями могут выступать поддержка одного и того же кандидата, участие в митинге, бойкот выборов и т.п. Это позволит вести конструктивную дискуссию, которая в противном случае была бы невозможна. Помимо основного критерия отбора при формировании Ф.-Г. должны также учитываться такие моменты, как общительность участников, их склонность к лидерству, личный интерес к исследуемой проблеме.

Основные требования к месту проведения Ф.-Г. - создание комфортных условий для участников. Это должно быть достаточно просторное, хорошо проветриваемое и освещенное помещение, однако слишком большое помещение также нежелательно. Оптимальным будет наличие специально оборудованной комнаты, непосредственно предназначенной для проведения Ф.-Г.

Обязательным при проведении любой Ф.-Г. является фиксация всего происходящего с помощью аудио- и/или видеотехники.

Сбор информации. При проведении Ф.-Г. следует соблюдать определенные правила:

Фокус-групповая сессия начинается с краткого вступительного слова ведущего, в котором сообщается предмет обсуждения, общие правила работы. Обязательным является предупреждение о видео- или аудиозаписи дискуссии.

Затем члены Ф.-Г. представляются и начинают обсуждение проблемы, которое может быть построено по принципу воронки (т.е. сначала модератор ставит общие вопросы, затем более конкретные) или пирамиды (т.е. сначала ставят более узкие вопросы, затем более широкого плана).

Общие правила работы группы:

1. Респонденты высказываются поочередно, не перебивая друг друга.

2. Приветствуются все точки зрения, и выслушивается мнение каждого.

3. Поощряются высказывания, подкрепленные примерами из личного опыта, откровенность и искренность.

4. Модератор контролирует поведение респондентов, учитывает как вербальное поведение, так и невербальные проявления активности (мимика, жесты).

5. Дискуссия ведется по 6-10 тематическим блокам. Вопросы должны быть сформулированы четко, понятно для респондентов.

6. Недопустимо, чтобы модератор оказывал психологическое давление на респондентов либо навязывал им свою точку зрения.

7. Видеозапись должна вестись так, чтобы не отвлекать участников дискуссии.

Оформление результатов исследования. Этот этап предполагает обработку результатов всех групповых интервью, проводившихся в рамках проекта, и составление отчета.

Прежде всего, на основе прослушивания или просмотра записанных материалов Ф.-Г. проводятся текстовые расшифровки обсуждения, составляются группировочные таблицы. По вертикали в таблицах, как правило, записывают основные темы обсуждения, по горизонтали группируют основные варианты полученных ответов.

Отчеты о проведении Ф.-Г. могут быть письменными и устными.

8.    Опрос как метод сбора эмпирических данных. Виды опроса

 

ОПРОС - метод непосредственного (интервью - см.) или опосредованного (анкета - см.) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Виды О. можно выделять по различным основаниям:

По способу получения информации и ее интерпретации - 1) анкетный О. (когда опросный лист напечатан и непосредственно социологом или опосредованно - через почту, прессу - вручается респонденту для заполнения); 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме; 3) экспертный О. (когда в качестве респондентов выступают эксперты).

По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошные О. (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность); 2) выборочные О. (ситуация, когда О. охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).

По процедуре проведения О. - 1) индивидуальные О. (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые О. (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой.

По форме проведения О. - 1) устные О. (разные виды интервью); 2) письменные О. (анкетный О.).

По способу коммуникации социолога и респондента - 1) контактные О. (интервью и некоторые виды анкетных О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.); 2) бесконтактные О. (почтовые или прессовые О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.).

По частоте проведения - 1) разовые О. населения по определенным проблемам; 2) повторные (мониторинг, лонгитюд).

ОПРОС АНКЕТНЫЙ - метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом [в присутствии анкетера (см.) индивидуально-личном или групповом опросе] или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента. Компонентами любого О.А. являются: 1) социолог (анкетер); 2) сама анкета - см.; 3) респондент.

По способу распространения анкет - 1) почтовый (анкета для заполнения рассылается респонденту почтой); 2) прессовый (анкета для заполнения передается респонденту через печать - газеты, журналы); 3) телетайпный (распространение и сбор инструментария и документов социологического исследования осуществляется с использованием телеграфно-телетайпной связи и E-mail, в случаях, когда объекты социологического исследования находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга и от головного исследовательского центра); 4) раздаточный (О.А., при котором социолог лично сам вручает и получает анкету от респондента); 5) интернет-опрос (когда анкета для заполнения предлагается через интернет-сайт).

По месту проведения - 1) по месту жительства респондента; 2) по месту работы респондента (в ситуациях, когда исследуются проблемы производственной жизни). По составу аудитории - 1) индивидуальный О.А. (основанный на индивидуально-личном анкетировании конкретного респондента анкетером); 2) групповой О.А. (где одновременно анкетируют целую группу респондентов).

По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошной (опросом охвачена вся генеральная совокупность); 2) выборочный (опрашивается только часть генеральной совокупности в соответствии с выборкой).

По масштабу исследуемых проблем - 1) широкий О.А. (касающийся многих проблем); 2) "молния" (О.А., касающийся лишь одной проблемы с небольшим количеством вопросов).

Инструментарием при проведении О.А. является анкета - совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Проведение анкетирования обеспечивается анкетерами. Есть общие методические требования к организации и проведению, которые уточняются и доводятся до сведения анкетеров на инструктаже.

ОПРОС ЭКСПЕРТНЫЙ - разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов при анализе и решении исследуемых проблем. Эксперт - компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт работы в области, непосредственно связанной с объектом исследования. Эксперт может выступать в качестве генератора, источника идей, гипотез и предложений; арбитра по оценке имеющихся данных, характеристик и показателей объекта; источника не известной исследователю информации, которая служит основой для дальнейшего анализа. Экспертные оценки - суждения экспертов о различных сферах человеческой жизнедеятельности, которые предполагают процедуру сравнения объектов, их свойств по выбранным критериям.

После того как сформирована предварительная группа экспертов, начинают формировать рабочую группу. В качестве критериев отбора используют некоторые простые статистические способы и приемы, а также их комбинацию. Так, подбор экспертов может быть: 1) экспериментальным (на основе тестирования, проверки эффективности их прежней экспертной деятельности); 2) документальным (на основе социально-демографических данных); 3) при помощи голосования (на основе аттестации потенциальных экспертов их коллегами); 4) при помощи самооценки (оценка степени компетентности изучаемой проблемы, которая дается самим потенциальным экспертом).

Виды опроса экспертов также могут быть разными. Их можно представить в виде двух основных форм: 1) очного и 2) заочного опроса экспертов.

Наиболее распространенными и универсальными являются разнообразные формы очного опроса экспертов, к которым относятся:

1) Свободное интервью экспертов.

2) Анкетный опрос экспертов.

3) "Мозговая атака" во всех ее разновидностях - прямая "мозговая атака", обмен мнениями, стимулирование наблюдения. Главная цель "мозговой атаки" - найти решение или пути решения какой-либо научно или практической проблемы.

К заочным формам опроса экспертов относятся:

1) Почтовый анкетный опрос экспертов (проводится по всем правилам анкетного опроса и почтового анкетного опроса в частности).

2) Дельфийская техника - многократный почтовый анкетный опрос одной и той же группы экспертов с применением шкалированных оценок. Цель данного вида опроса экспертов - сопоставление тщательно скорректированной программы последовательных индивидуальных опросов, направленной на уменьшение группового влияния, возникающего при совместной работе экспертов. Они должны либо подтвердить свою точку зрения, высказанную на предыдущем этапе, и если она значительно отличается от мнения большинства, развернуто ее мотивировать, либо изменить свою оценку в соответствии с мнением большинства участников.
В практике социологических исследований О.Э. используется: 1) для прогноза развития того или иного явления; 2) для оценки степени достоверности массового опроса; 3) для сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж); 4) в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или не эффективен.

9.    Метода социометрических измерений: сущность, техника и способы обработки результатов

 

СОЦИОМЕТРИЯ - (от лат. societas - об-во, греч. metreo - измеряю) - 1. Теоретич. направление в изучении малых соц. групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения  и экстраполирующее свои выводы на большие соц. группы и об-во в целом. 2. Количественное измерение  эмоциональных отношений в малых группах (социометрич. техника).

Суть "общей теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

Требования к критериям

  1. Ограниченное количество (3-4);
  2. логическая связь между собой;
  3. критерии должны вызывать интерес;
  4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
  5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано {(\mathbf{N}-1)}человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

Недостатки непараметрической процедуры:

Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

d={P(A)}\times{(N-1)}

где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];

N — число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

Недостатки непараметрической процедуры:

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

5-й этап

Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

10.              Вопрос в социологическом инструментарии. Вида вопроса.

Вопросы, используемые социологом при О.А., весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:

По форме - 1) открытые вопросы предоставляют право респонденту свободно формулировать варианты ответов и применяются в том случае, если познавательная задача заключается в получении данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, круге ассоциаций в связи с предметом опроса, вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его. Статистическая обработка таких вопросов весьма трудоемка (необходима предварительная кодировка вариантов ответов); 2) закрытые вопросы, т.е. ситуация, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых осуществляется выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления. В данном случае исследователь имеет возможность более строго интерпретировать ответ, сокращается время на обработку таких вопросов и заполнение анкеты респондентами. 3) полузакрытые вопросы - дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос. Для этого вместе с перечнем вариантов ответов к вопросу оставляют еще свободные строки, в которых респондент может вписывать свой ответ.

По функциям - 1) основные вопросы - формулируются для получения необходимой информации по проблеме исследования; 2) контрольные вопросы - служат для проверки искренности, правдивости ответов на основные вопросы, уточнения полученных сведений, а контроль осуществляется путем изменения формулировки основного вопроса при сохранении его внутреннего содержания; 3) вопросы-фильтры, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для селекции респондентов по определенному признаку или отсева некомпетентных.

По смыслу формулировки - 1) прямые (лобовые) вопросы - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций; 2) личные вопросы - адресованы непосредственно самому респонденту; 3) косвенные (безличные) вопросы - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива, в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев использовать прямые воппросы, например, при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека, где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа; 4) трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов. В связи с этим, спрашивается о несуществующем; 5) прожективные вопросы - направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственной, вымышленной или виртуально возможной ситуации.

По содержанию получаемой информации - 1) вопросы о фактах, т.е. о действиях в прошлом и настоящем. Эти вопросы могут касаться как мнения респондента относительно происходящих событий (т.е. вопросы о фактах сознания), так и нести информацию о его действиях и поведении - поступках, результатах деятельности (т.е. вопросы о фактах поведения); 2) вопросы о знаниях, т.е. о том, что знает и что может изложить респондент. Цель этих вопросов - выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Поэтому часто эти вопросы экзаменационного характера, могут содержать задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания определенных фактов, событий, имен; 3) вопросы о статусе респондента или демографические вопросы, которые позволяют получить сведения об образовании, возрасте, месте жительства респондента и др.

Для повышения достоверности ответов для респондентов на вопросы предусмотрена возможность выразить неопределенное мнение или уклониться от ответа. В практике социологических опросов сложился целый ряд возможных вариантов отказа или уклонения от ответа ("не знаю", "затрудняюсь ответить", "не думал об этом" и др.). Исходя из контекста задаваемого вопроса, доля не ответивших может включаться в содержательную интерпретацию полученной информации.

Каждый вид вопроса имеет свою специфику. Изучение этой специфики должно строится в рамках единой схемы, определяющей общую стратегию методических исследований, связанных с проблемой надежности вопроса. Речь идет о необходимости обеспечения адекватности между основными этапами исследовательского процесса (задача исследования - формулировка вопроса - использование вопроса - составление ответа и его регистрация - обработка ответа - граница интерпретации), с одной стороны, и обеспечение адекватности конструкции вопроса логическим, психологическим, социолингвистическим критериям - с другой.

 

Hosted by uCoz