1. Социальная психология как наука. Дискуссии о предмете социальной психологии.

Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой "психологический" аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась "на перекрестке" этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно "ожидать" окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х - начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами.

Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и "достраивание" своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

 

Предмет социальной психологии

Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?» По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

- Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о "массовидных явлениях психики". (психологии классов, других социальных групп как носителей традиций, нравов, обычаев, общественного мнения , изучения коллективов).

- Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. (особенности личности, типы личностей, положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения).

- Наконец, третий подход к вопросу, объединяющий первых два. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д.Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно В.Н.Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества

Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

 

 

 

2. Методы социальной психологии.

1. Этические проблемы в работе психолога. В отличие от других наук, социальная психология сталкивается с этическими проблемами при проведении исследований. За рубежом (в частности в США и Англии) разработаны специальные нормативные кодексы. Они регламентируют этическую сторону исследовательской работы. Они разработаны гос. учреждениями и общественными проф. Организациями. Существует большое кол-во этических проблем и вопросов, которые возникают в ходе исследования и в случае социально-психологического воздействия. Первый и наиболее важный вопрос касается уровня боли или стресса, переживаемых участниками. Последствия ущерба, нанесенные в ходе исследования, могут быть настолько велики, что испытуемому потребуется затратить больше кол-во времени и средств, чтобы восстановить свое состояние. Исследователь или психотерапевт должен свести к минимуму кол-во стрессов людей, которые им доверились. Один из способов – информирование участников о процедурах исследования и психотерапии, о требованиях, которые будут предъявляться во время работы. Требуется информированное согласие. Его легко получить, если индивид или группа участвует в лабораторном эксперименте. В случае полевого исследования разглашение информации о его целях может сделать само исследование бессмысленным. При таких условиях больше значение имеет социальная и профессиональная зрелость психолога. Важнейшим требованием считается соблюдение нормальных условий (естественных). Иногда, чтобы избежать эффекта ожидания оценки, психологу приходится сообщать испытуемому заведомо неверную информацию или вводить в заблуждение, утаивать информацию. При завершении исследования психолог должен разъяснить истинные цели исследования.

В случае осуществления заказных исследований психолог должен четко обозначить свою роль, цели прихода и исследования, функции, задачи и временные рамки исследования. При ознакомлении заказчика с результатами стоит считаться с нормами повседневно употребляемых терминов. Психолог следит, чтобы критические замечания в адрес конкретных работников выражались в максимально корректной форме. Фальсификация результатов – грубейшее нарушение этих норм.

 

2. Программа исследования и ее структурные компоненты. Качество результатов определяется тем, насколько грамотно спланировано исследование. Поэтому соц-псих. исследования начинаются с составления программы. Если исследование является заказным, программа обсуждается с заказчиком. Заказчик в бытовых терминах описывает проблему, цели и задачи. Исследователь уточняет цель, задачи и процедуру, а также сроки. Заказчик часто помогает сформулировать объект, предмет и систему исследовательских гипотез. На этапе завершения работы над программой заказчик составляет представление о подрядчике, его компетентности и надежности. Стороны приходят или нет к соглашению по вопросам финансирования. Программа прикладного исследования проще фундаментального. Структурные элементы программы соц-псих. исследования:

- формулировка проблемы исследования

- объект и предмет

- формулировка целей и задач

- эмпирическое определение понятий

- система гипотез

- описание методов и методик

- план-график проведения исследования

Таким образом, программа соц-псих. исследования состоит из 2 частей: теоретико-методологической и процедурной. Особенность соц-псих. исследования в том, что оно осуществляется в рамках одной конкретной парадигмы.

 

3. Типология методов социальной психологии. Социальная психология не имеет собственных методов. Она использует методы социологии, психологии и общенаучные методы. В наиболее общем виде все методы социальной психологии можно разделить на 2 группы: методы исследования и методы воздействия. Методы исследования подразделяются на методы сбора информации и методы обработки.

К методам сбора информации относятся наблюдение, анализ документов, опрос, тесты, эксперимент.

- наблюдение – один из самых старых методов. Он состоит в целенаправленном восприятии параметров и свойств объекта, которые проявляются внешне и объективно. Результаты наблюдения фиксируются в рабочие документы. Предметом соц-псих. наблюдений являются вербальные и невербальные акты поведения человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде или ситуации. Наблюдаются в частности речевые контакты, их частота, продолжительность, выразительность и т.д., экспрессия лица, глаз и тела, движения, перемещения, статические состояния наблюдаемых, физические воздействия – касания, толчки, удары, передачи и т.д. Также социальная психология использует такой вид наблюдения, как наблюдение значимых ситуаций. Этот вид предложен Кузьминым и заключается в наблюдении испытуемых в особых, важных для них условиях.

- контент-анализ. Применяется в социальной психологии чаще всего при исследованиях в области социальной коммуникации. Он удобен и наиболее адекватен при изучении больших массивов информации.

- опрос. Распространенный метод в социальной психологии. Это метод целенаправленного получения вербальной устной или письменной информации о соц-псих. явлениях путем непосредственного очного или заочного общения исследователя и респондента. Массовый опрос (в основном массовое интервью) предназначен для диагностики массовых соц-псих. явлений (состояние общественного мнения, социальные настроения, уровень социальной напряженности и т.д.).

- метод фокус-групп. Термин введен Мертоном. Групповое неформализованное интервью применяется в западной психологии с начала 50-х годов. В 80-е годы интерес к этому методу возрос благодаря успешному применению прикладных  маркетинговых исследований. Преимущества – оперативность, дешевизма, экономия времени.

- тесты. Относятся к методам сбора данных и методам психодиагностики. Тесты не считаются специфическим соц-псих. методом. Чаще применяются в общей психологии. В социальной психологии используются при диагностике личности, реже – при исследовании групп. Тест – кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психологических свойств личности, группы, общности.

- психологический тест – теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний и заданий, которые позволяют получить измерения соответствующих психологических свойств. В психологических текстах вопросы могут отличаться от вопросов интервью, чаще носят косвенный характер. Обработка результатов сводится к тому, чтобы соотнести с помощью ключа полученные результаты. Тесты бывают нескольких видов. Чаще делят на высокостандартизированные и слабостандартизированные (проективные). В социальной психологии тесты применяются как подсобные средства. Большинство составлены для диагностики личности, в частности – для определения типологических особенностей человека, его характера и темперамента. Значительная часть тестов помогает раскрыть определенную сторону личности (например, тест Айзенка помогает раскрыть нейротизм и интроверсию/экстраверсию). Применение тестов в социальной психологии носит локальный характер, они используются в основном в одной области – психологии личности. Значительная часть тестов помогает раскрыть конкретную сторону личности. Тест Айзенка, например, помогает выявить нейротизм и интроверсию/экстраверсию, Стреляу – особенности характера, Шмишека – тенденции к акцентуации (выраженность определенных черт характера), Роттера – локус контроля (как человек объясняет свои действия и свою жизнь). Существуют комплексные методики, например, тест Кеттелла. Существуют также тесты проективные, например, цветовой тест Люшера, который используется для оценки эмоционального и физиологического стсояния человека. Проективные тесты – рисуночные (нарпимер, «дом-дерево-человек», «несуществующие животные» и «рисунок семьи»). Впервые термин «проективная техника» был использован Франком в статье «Применение проективных методов в исследовании личности». Интерпретация тестов этих связана с психоанализом. Они отличаются тем, что материал характеризуется неопределенностью, имеют субъективную интерпретацию и сложны в обработке. Важен не результат, а рассуждения человека в процессе тестирования.

Методы психологического воздействия – психокоррекция, психотерапия, психологическое консультирование, соц-псих. тренинги, игровые методы, в частности, ролевые игры и психодрамы. Психотренинги и психокоррекция являются составляющими психологической помощи. Различия между ними не всегда четко просматриваются. Международная практика использует термин «психотерапия» - работа, которая ведется профессиональными психологами. В отечественной практике психотерапия – система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения каких-либо заболеваний.

- Психокоррекция – система мероприятий, направленных на устранение недостатков поведения психически здорового человека. Индивидуальная психокоррекционная работа – психолог работает с клиентом один на один. Достоинства – конфиденциальность и наличие более глубокого результата. Индивидуальная работа помогает выявить особенности клиента и снять барьеры.

- Психологичсекое консультирование. Задача – помочь разобраться в проблемах и найти выход из ситуации.

- Групповая психокоррекция – если проблема носит межличностный характер, если человеку сложно обращаться с другими людьми. Специфика заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, то есть особую роль играют взаимодействия между участниками группы в коррекционных целях. Групповой опыт приводит к тому, что участники становятся более свободны в выражении чувств, устанавливают отношения, растут ответственность, самостоятельность и инициатива.

- Социально-психологические тренинги – играют особую роль. Это синтез групповой психотерапии и игры. Тренинговые группы: тренинги развития коммуникационных навыков, делового общения, коммуникационные тренинги для подростков, тренинги развития чувствительности, тренинги ассертивности (умение настоять на своем).

- Игровая терапия – разновидность групповой терапии. Это психотерапевтический метод, основанный на ролевой игре. Выполнение группой упражнений с коммуникацией, разыгрывание ролей и ситуаций. Благодаря игротерапии создается система личностных отношений, снижается напряженность и страх перед другими людьми, растет самооценка.

- Психодрама разработана Якобом Морено. Основывается на катарсисе, который достигается с помощью драматических инсценировок.

- Социометрия – теория измерения межличностных отношений, автором которой является Якоб Морено. Это эффективный инструмент исследования малых групп и коллективов. В целом, концепция подвергалась критике, но методика оказалась весьма популярна. Сущность – выявление симпатии и антипатии. Помогает выявить отношения в группе путем осуществления каждым членом группы выбора по определенному критерию. Можно рассчитать позицию члена в группе. Используется для улучшения отношений членов в группе. Социометрия исходит из того, что любая общность рождается на основе совместной деятельности. В группе завязываются официальные и неофициальные отношения. Система неформальных отношений зависит от ценностей индивидов, самооценок и взаимооценок. Возникает, как правило, несколько неформальных структур – взаимоподдержки, взаимовлияния, престижа, популярности и лидерства. Неформальные структуры зависят от формальных в той степени, в которой люди подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности и правилам ролевого взаимодействия. Задача социометрии – изучение неофициальной структуры социальной группы и ее психологической атмосферы. Социометрические методы выражают отношения в виде величин и графиков.

- Эксперимент. Первые – в начале XX века (Лазурский, Бехтерев). Сначала имели скромные масштабы, в настоящее же время эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Считается наиболее мощным методом познания, ибо связан с человеческой практикой и позволяет установить причинно-следственные связи, овладеть законами общества. Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, который предполагает опытное моделирование явлений и условий при их качественно-количественной определенности, активное воздействие исследователя на явление, измерение реакций на воздействие, неоднократную воспроизводимость результатов. Направлено на выявление взаимосвязи причины и следствия. Переменная, которой манипулируют – независимая переменная. Она подвергается проверке. Существуют 2 основных вида экспериментов – лабораторный и полевой. Лабораторный чаще используется в исследовательской практике. Основные преимущества – чистота, возможность фиксировать изменения, относительная простота организации. Недостатки – экологическая валидность (т.е. правомерность переносить результаты данных на реальную социальную жизнь), проблема репрезентативности – приглашение для участия наиболее доступных категорий (чаще студентов). Естественные эксперименты с этой стороны обладают преимуществами, но они менее точны, трудны в обработке результатов, к тому же присутствует смещение выборки, наличие превосходящей оценки. Особая разновидность естественного эксперимента – социальный эксперимент (чаще в малых группах). Осуществление чаще всего связано с реализацией социальных программ или реформ. Сложности – проблемы политического характера, существенное смещение предполагаемых результатов.

 

3. История развития отечественной социальной психологии.

Социальная психология и ее отдельные проблемы обсуждались в трудах правоведа Л.И.Петражицкого - основателя психологической школы права, с точки зрения которой "истинными мотивами, двигателями человеческого поведения" являются эмоции, а социально-исторические образования есть лишь их проекции - "эмоциональные фантазмы"Н.К.Михайловского, чья работа "Герои и толпа" (1896). Интерес Михайловского к социальной психологии был связан с разработкой взглядов народничества и поэтому в центре его внимания - проблемы массовой психологии. В.М.Бехтерева: "Объективная психология" (1907) и "Внушение в общественной жизни"В обеих работах были заложены идеи будущей, всесторонне развитой концепции "коллективной рефлексологии", намечено экспериментальное исследование отношений между личностью и коллективов Г.И.Челпанов . Социальную психологию он признавал той частью психологии, которая обязана базироваться на принципах нового мировоззрения, в то время как эмпирическая психология, оставаясь естественнонаучной дисциплиной, вообще не должна быть марксистским. Поскольку такая точка зрения формально выражала признание права социальной психологии на самостоятельное существование, она встретила сопротивление психологов, выступающих за полную перестройку всей системы психологического знания. Особое место в дискуссии принадлежало В.М.Бехтереву, выдвинувшему идею "коллективной рефлексологии", в предмет которой включаются: поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. В концепции В.М.Бехтерева содержалась весьма полезная идея: коллектив есть нечто целое, в котором возникают новые качества, возможные лишь при взаимодействии людей. Однако эти взаимодействия трактовались достаточно механистически: личность объявлялась продуктом общества, но в основу ее развития были положены биологические особенности и прежде всего социальные энергии. Свой вклад в становление социальной психологии со стороны смежных дисциплин внес и журналист Л.Н. Войтоловский (1925). С его точки зрения, предмет коллективной психологии - психология масс. Он рассматривает ряд психологических механизмов, которые реализуются в толпе и обеспечивают особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками массового действия. В 1962 г. в Ленинградском университете открылась первая в стране лаборатория социальной психологии (затем – в Москве в 1972 г, так как на тот момент социологических факультетов не было). Психологическая теория деятельности, созданная на основе учения Л.С. Выготского о культурно-исторической детерминации психики и разработанная в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии идея этой теории, заключающаяся в том, что в ходе деятельности человек не только преобразует мир, но и развивает себя как личность, как субъект деятельности был сделан акцент на исследование не лабораторных, а реальных групп, поскольку лишь в них присутствовали "живые" социальные связи и отношениям.

 

4. Социальная психология групп.

Группа - это произвольное объединение людей по какому-либо общему признаку, по уровню образования, по разновидности совместной деятельности.  Группа – это определенная система деятельности, заданная в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. К психологическим характеристикам группы отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповые мнения, групповые цели.  Каждая группа в психологическом плане отличается от другой. К элементарным параметрам любой группы относятся: ее состав, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и цели, система санкций. Если исследовать группу, нужно учитывать какая группа выбирается в качестве исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторые параметры для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. В исследованиях групп учитывается и положение индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является «статус» или «позиция», обозначающие место индивида в системе групповой жизни. Статус есть всегда некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективное восприятие его другими членами группы. Вторая характеристика индивида в группе - это « роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.  Важным компонентом положения индивида в группе яв. система «групповых ожиданий». В группе существуют 2 важных образования: групповые нормы, и групповые санкции. Все групповые норма яв. социальными нормами, т.е. представляют собой модели, эталоны, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения. В узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, принятые ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы совместная деятельность была возможной. Нормы группы связаны с ценностями. Понять взаимоотношения  индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Санкции могут быть 2 типов: поощрительные и запретные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Юбенг вычленил 7 различных принципов, на основе которых стоились такие классификации групп. Эти принципы были самые разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе, время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многое другое.  Однако общая черта всех классификаций - формы жизнедеятельности группы. Прежде всего для соц. псих. значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредотачивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и реальные лабораторные группы. В отличии от них существуют реальные естественные группы. Однако большое значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на большие и малые группы. Малые группы - обжитое поле соц. психологии. Большие группы, но их изучение значительно сложнее.  Эти группы в соц. псих. представлены неравномерно. Одни из них имеют солидную тенденцию исследования (это по преимуществу  большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы), другие же - организованные, длительно существующие группы - подобно классам, нациям. Малые группы могут быть подразделены на 2 разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними условиями требования, но еще не сплоченные совместной деятельностью  и группы уже сложившиеся. Группы делят на: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие (Стихийные и устойчивые) и малые (становящиеся и развитые). Большие группы разделяют на 2 вида: случайно, стихийно возникшие. Сюда относится толпа, публика, аудитория. Т.е. группы сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных. В больших группах существуют регуляторы поведения- это нравы, обычаи и традиции. Как бы образ жизни группы. В рамках этого образа жизни группы приобретают особое значение интересы, ценности, потребности, язык. Обычаи, традиции играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы. Привычки и обычаи обычно складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения.  Другим примером больших социальных групп яв. различные этнические группы.  Выделяется ветвь науки - этнопсихология.  Здесь рассматривается нация. Национальная принадлежность индивида яв. чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором, потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Через ближайшее окружение личность по мере развития приобщается к национальной культуре, обычаям, традициям.  Среди стихийных групп выделяется толпа, масса, публика. Здесь важным яв. общественное мнение, убеждения., идеи. Группы существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий. Длительность ее определяется значимостью инцидента. Масса обычно стабильное образование с довольно четкими границами. Масса может выступать не как сиюминутное образование, она может оказаться в значительной большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции (демонстрации, митинга). Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом  зрительном зале. В более замкнутом помещении, например в лекционном зале, публику называют аудиторией. Публика собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, соблюдает нормы. Но публика остается массовым собрание людей, и в ней действуют законы масс. Достаточно здесь какого – либо инцидента и публика станет неуправляемой.

 

5. Психология общения.

Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

1) интимная (20–30 сантиметров до тела человека) – для очень близких людей;

2) личностная (один метр до тела человека) – для людей, с которыми установлены ровные отношения;

3) социальная (три метра до тела человека) – допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

1) субъект общения – коммуникатор;

2) объект общения – реципиент;

3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

Типы взаимодействия:

1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности (кооперация; согласие; приспособление; ассоциация)

2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация).

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1) особенности субъекта:

а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

б) возраст;

в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

д) психическое состояние;

е) состояние здоровья;

ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

з) ценностные ориентации;

и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

2) особенности объекта:

а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит перцепция.

 

Hosted by uCoz