1. История становления и развития теории коммуникации. Современные концепции коммуникации.

 

 а) История становления и развития теории коммуникации.

Термин «коммуникация» был введен в научный оборот в начале XX в., а ранее проблема коммуникации рассматривалась исключи­тельно как проблема человеческого общения.

Проблема коммуникации в античной культуре. В рамках тра­диционного мифологического мировоззрения, характерного для дофилософского этапа развития культуры, проблема отношения человека к человеку, человеческого общения не выделялась как самостоятельная. Люди не способны были ее выделить в силу не­развитости абстрактного мышления; растворенности индивидуаль­ного существования в коллективном, где не существовало противо­поставления индивида и «других»; ориентации сознания первобыт­ного человека на его отношение к природе и управляющему ею и им самим миру «духов», тотемов, божеств, а не к себе подобным.

Благодаря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи. Наибольший вклад в ее раз­витие внес софист Горгий (VIV вв. до н.э.). Сократ (469—399 до н.э.) положил начало моральной филосо­фии. В центре его внимания стояла проблема человека и его сущ­ности. Человек у Сократа прежде всего существо моральное.

Платон (427—347 до н.э.), как и Сократ, противопоставляет этику риторике. Согласно Платону, риторика (как искусство афинских политиков и их учителей) есть всего лишь угодничество, лесть, подхалимаж, фальсификация истины.

Аристотель (384—322 до н.э.), как и его учитель Платон, был твер­до убежден, что исследовать истину, культивировать знания — это задача философии, а задача риторики — убеждать или, точнее, вы­яснять средства и методы эффективного убеждения.

Цицерон (106-43 до н.э.). Взгляды Цицерона на риторику отличаются большей широтой, нежели взгляды его предшественников. В них нет жесткого проти­вопоставления этики риторике. По его мнению, предмет риторики может быть понят 1. и как структура любой речи на любую тему (в любой области знания или умения), 2. и как искусство передавать свои знания с помощью речи (педагогика).

Марк Фавий Квинтилиан (ок. 36 - ок. 96) - автор, завершающий античную риторику, основатель педагогики. У Квинтилиана этика и риторика не только не противопоставля­ются, но, наоборот, предполагают друг друга.

 

Коммуникативная проблематика в христианской и новоевро­пейской культуре. Огромный шаг на пути решения проблемы лич­ности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства. Христианство дало мощный им­пульс развитию самосознания личности. Это было связано:

а) с признанием равенства всех людей перед Богом;

б) христианство провозгласило, что поведение каждого человека зависит от него самого, от его свобод­ного выбора, его индивидуальных душевных качеств, ибо Бог наде­лил человека свободой воли;

в) христианство оп­ределило особое место человека в тварном мире. Христианское ви­дение человека  изна­чально ставило его над всем сущим, полагало его господином при­роды;

г) христианство провозгласило важнейший принцип человеческих отношений — «возлюби ближнего как само­го себя».

Но христианство наложило и определенные ограничения на развитие человеческой индивидуальности и на характер человечес­ких взаимоотношений, поскольку:

а) приори­тет не индивидуальному, а «соборному» (церковному) существова­нию человека;

б) несмотря на провозглашенный христианством принцип всеобщей любви, общение людей на его основе оказывалось не столько целью, сколько средством, обеспе­чивающим возможность общения человека с Богом. Таким образом, высшая ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе подобными, хотя это и несло в себе очень мощный нравственный заряд.

Возрождение и Новое время приносят новое, демистифицированное, понимание человеческого общения, основанное на гуманисти­ческом миросозерцании. В центре внимания новой, секуляризиро­ванной, «обмирщенной».культуры уже не Бог, а Человек.

Философские подходы к построению теории коммуникации.

На рубеже XVIIIXIX вв. в немецкой классической философии на­чинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о катего­риях «субъект» и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно-познавательном (но пока еще не преобразователь­ном) отношении к окружающему объективному миру — «объекту».

Ф. Шлейермахер (1768—1834), видный представитель немецкого романтизма, более последовательно рассматривал проблему обще­ния. Для него общение между людьми — это в первую очередь обще­ние между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектное отношение). Признание этого факта стало для него предпосылкой и фундаментальной основой последующей разработки теории по­нимания (герменевтики) как основы подлинно человеческих взаи­моотношений.

Шлейермахер определяет герменевтику и как метод всех наук о духе (гуманитар­ных наук).

Шлейермахер развивает понятие герменевтического круга, вво­дя две его разновидности. Первая, традиционная для герменевти­ки — когда часть текста соотносится со всем текстом как целым и мы выясняем смысл целого относительно его частей. Другая интер­претация герменевтического круга состоит в том, что текст рас­сматривается как часть, а культура, в которой он функционирует, как целое.

Семиотика — новое направление исследования коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках философии прагматизма. Семиотика уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, иссле­довала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом сопоставлялось (придавалось) некоторое значение.

В явном виде основные принципы семиотики сформулировал аме­риканский философ и логик Ч. Пирс (1839—1914), который ввел и само понятие «семиотика».

Коммуникация имеет знаковую природу и невозможна без знаков. В любой комму­никативной ситуации можно выделить три части: знак (первый тер­мин) в функции объекта (второй термин) и в отношении к интер­претатору (третий термин).

Ф. Ницше (1844—1900) стал одним из ярких критиков коммуника­ции в XIX в. Значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь-как-она-есть-сама-по-себе ее искусственной картиной, лишенной атрибутов «бытия» — естественности, страстей, непосредственности, стихийности

 

Проблемы коммуникации в философии XX в.

Факторы, обусловившие развитие проблем коммуникации в ХХ веке:

1. Социально-экономический фактор.

2. Научно-технический прогресс.

Черты философии ХХ века:

1. Дальнейшее развитие семиотики и герменевтики.

2. Большое внимание уделено человеческой коммуникации.

Экзистенциализм, или философия существования, утвердился и стал одним из самых мощных философских течений в Европе в пе­риод между двумя мировыми войнами.

Идеи, созвучные экзистенциалистскому стилю философствова­ния, можно встретить и у некоторых мыслителей, заявивших о себе еще в XIX в. (С. Кьеркегор, Ф.М. Достоевский и др.). Однако офор­мление экзистенциализма как особого философского направления относится к 1920-м гг. Его основными представителями являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, русские мыслители Л. Шестов и НА. Бердяев.

Предмет и цель философских исследований экзистенциализ­ма — внутренний мир личности, изолированной от общества. По своему характеру это философия человеческой некоммуникабель­ности. Термином «экзистенциализм» обозначается ряд концепций, сущность которых есть способ переживания личностью противопо­ложной ей чуждой и враждебной действительности. В центре вни­мания — внутренний мир человека; социальная жизнь представля­ется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается как кризис человеческого бытия во­обще.

Распространение экзистенциализма и близких к нему идей было связано с историческими потрясениями, которые переживал мир сначала XX в.

 Персонализм —тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации, — дает сходные оценки состояния человечес­кой коммуникации. Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф. Шлейермахер. Основным манифестантом персо­нализма в XX в. стал французский философ Э. Мунье.

Коммуникация в философии персонализма — общение, основы­вающееся на взаимопонимании, дискуссии

Диалогическая философия (философия диалога, диалогизм) — со­вокупное обозначение философских учений, исходным пунктом ко­торых является понятие диалога, — получила широкое распростра­нение в XX в. Диалогическое отношение, или отношение Я — Ты, мыслится при этом как фундаментальная характеристика положе­ния человека в мире.

Герменевтика в ХХ веке

Обретает ста­тус самостоятельного направления современной философской мысли.В герменевтике разрабатываются категории, принципиально важные для теории коммуникации. Среди них особый статус приоб­ретают категории «понимание» и «интерпретация».

Понимание — уразумение смысла или значения чего-либоИнтерпретация понимается как истолкование текстов, направ­ленное на понимание их смыслового содержания

Герменевтика как философско-методологическое учение неод­нородна, в ней можно выделить следующие направления.

1. Идеи герменевтической   феноменологии  получили развитие в творчестве русского философа Г. Г.   Шпета   (1879— | 1940).

Шпет полагал, что в современной философии проблемы понимания и интерпретации излишне психологизируются. По его мнению, смысл слова объективен и может быть познан непсихологическими методами.

Понятие текста получает предельно ши­рокую трактовку как знаково-символической информационной сис­темы, включающей обычные носители информации — устную и письменную речь (книги, газеты, письма и т.п.). При таком подходе проблематика языка смыкается с проблематикой сознания, что приводит, по мнению Шпета, к новому понятию «языковое созна­ние».

2. Онтологическое направление в герменевтике разви­вает М. Хайдеггер (1889—1976), сделавший предметом герме­невтического анализа язык. Язык у него выступает как сущностное свойство человеческого бытия. А так как понимание возможно только в языке и при помощи языка, то язык определяет постанов­ку всех герменевтических проблем. В нем отражается весь мир че­ловеческого существования и через него герменевтика у Хайдегге-ра «выходит» на анализ человеческого бытия.

Большое влияние на современную философию оказали герме­невтические идеи Г.Г. Гадамера (1900—2002), Ввел «принцип герменевтического треугольника».

 

Критический анализ дискурса

Философский анализ коммуникации, осуществляемый в рамках различных школ, сопряжен с понятием «дискурс». В немецкоязыч­ном словоупотреблении «дискурс» — подчиненное понятие по от­ношению к понятию диалога: дискурс есть диалог, ведущийся с по­мощью аргументов. У Ю. Хабермаса и К.О. Апеля дискурс — форма коммуникации, а именно: такой способ коммуникации, в котором сталкиваются различные высказывания, явным или неявным обра­зом содержащие притязания на общезначимость.

Во французском словоупотреблении термин «дискурс» имеет широкий спектр значений — от свободной беседы, диалога и рас­суждения до методически отрефлектированной философской речи.

 

Неопозитивизм (или аналитическая философия)

Складывается в на­чале XX в. в рамках философского позитивизма. Новое направление объявило, что философия имеет право на существование не как метафизика, «мышление о мире», а лишь как «логический анализ языка». С точки зрения неопозитивизма все наше знание о мире дают толь­ко конкретные эмпирические науки.

Логический позитивизм. Сосредоточенность на частные логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки характе­ризует деятельность так называемого Венского кружка (Ф. Вайсман, Г. Ган, К. Гедель, Р. Карнап, О. Нейрат и др.).

Представители этого направления обратили внимание на то, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Чтобы их избежать, необходимо сформировать совершенный язык. Совершенный язык может включать в себя лишь такие высказывания, которые являются: а) либо суждениями о фактах и подлежат эмпирической проверке (например, «Вода закипает при температуре 100 градусов»); б) либо логическими выводами, которые имеют внеопытный характер, потому, строго говоря (например, 2 + 2 = 4; А + В = В + А).

Лингвистическая философия — одно из направлений аналитичес­кой философии, получившее развитие в Великобритании

Наиболее развернутый вариант лингвистического ана­лиза представлен в трактате Л. Витгенштейна «Философские иссле­дования» (1949).

Пристальным интересом к обыденному языку отмечены иссле­дования Дж. Остина. Как и многие его коллеги, он работал в сфере обычных словоупотреблений, пафос его работ направлен против неверного, т.е. нарушающего логику естествен­ного языка, употребления слов и целых фраз.

 

Семиотика XX в.

Будучи одним из ответвлений философского позитивизма, сегодня семиотика по­лучила статус самостоятельной научной дисциплины. Основы семи­отики, заложенные Ч. Пирсом, нашли свое развитие в работах Ч. Морриса (1901—1979).

Центральными понятиями новой дисциплины стали понятия знака и семиозиса.

1. Знак определяется как некий предмет (явление, событие), который выступает в качестве представителя (заместите­ля) некоторого другого предмета и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки могут быть как языковыми, так и неязыковыми.

2. Семиозис определяется Моррисом как процесс, при котором некое явление функциониру­ет в качестве знака.

 

Критическая философия Франкфуртской школы

Во второй полови­не XX в. в лице одного из ведущих своих представителей Ю. Хабермаса заострила вопрос о роли и значении коммуникации в совре­менном западном обществе.

 

б) Современные концепции коммуникации.

Технократические подходы.

Обусловлены спецификой конкретно-исторических условий и само­го предмета исследования. После Второй мировой войны роль тех­нических средств коммуникации во всех сферах жизни. Так возникли концепции технологического детерминизма.

1.1.Теория информационного общества, рассматривающая современные технические средства ин­формации в качестве важнейшего стимула и источника социально­го развития. Один из основоположников данной теории Д. Белл по­лагал, что США и многие европейские страны становятся инфор­мационными  обществами,   основанными   не  на  индустриальном производстве с его традиционными отраслями, а на новейших ин­формационных технологиях и производстве нового знания. Явным признаком  такой трансформации становится повышение значения высшего образования.

По сути, это новый тип цивилизации, который характеризуется:
-
ускоренной автоматизацией и компьютеризацией процессов про­изводства и управления;

- новыми техническими системами получения, переработки, передачи и хранения информации;

- интеллектуализацией производственной деятельности;

- информатизацией всех сфер общественной жизни;

- повышением качества жизни;

- измене­нием социальной структуры общества и т.д.

1.2. Концепция Г. М.   Маклюэна (1911—1980). Основным двигателем истории, согласно Маклюэну, является смена технологий, которую в свою очередь вызывает смена способа коммуникации. Тип общества в зна­чительной мере определяется господствующим в нем типом комму­никации, а человеческое восприятие — скоростью передачи инфор­мации. Исторические формы коммуникаций он уподоблял галакти­кам, которые могут встречаться, проходить одна через другую, ме­нять свою конфигурацию.

До изобретения письменности человека окружала только устная речь. Изобретение алфавита как актив­ного коммуникативного средства вызвало «эксплозию» — продол­жающийся уже три тысячелетия взрыв механической технологии, который переключил центр восприятия со слуха на зрение. Человечество вступило в механистическую эпоху, продолжающуюся по сей день.

В XX в. произошел новый переворот, связанный с электричест­вом:

Движущими силами новой революции стали электронные СМИ, прежде всего телевидение. Именно телевидение, по Маклюэну, по­зволило человечеству вернуться в дописьменную общину, в глобаль­ную деревню, где информация доступна сразу всем и получить ее можно практически мгновенно. Возникает эффект «имплозии» — «взрывного» сжатия простран­ства, времени, информации.

1.3. Математическая теория коммуникации инженера и математика К. Шеннона и У. Уивер. Под системой понимается набор объектов, которые находятся' во взаимосвязи друг с другом, формирующей целое. Различаются два типа систем. Закрытая  система, которая не имеет обмена с окружающей средой, делающая шаги к внутреннему хаосу (энтропия) и смерти; открытая  система, обменивающаяся энергией с окружающей ее средой, ориентированная на рост.

Системный подход рассматривает коммуникацию как систему, в которой присутствуют: источник, передатчик, канал, получатель, место назначения, шум.

Категория обратной связи характеризует принцип построения системы информации,

Интеракционный  подход. Интеракционизм явился теоретической альтернативой не только технократизма, но и бихевиоризма.

Теориях социального обмена — направлении в со­циологии, рассматривающем обмен различными типами деятель­ности как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус, престиж, конформизм и др.).

Исходной методологической посылкой теорий социального об­мена стало представление о человеке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами. В современной социологии свою последовательную разработку эти теории нашли в исследованиях Д. Тибо и Г. Келли, Дж. Хоманса, П. Блау и др.

5 положений:

1. Об успехе: чем чаще деятельность вознаграждается, тем более вероятно ее повторение.

2. О стимуле – схожие обстоятельства стимулируют такое поведение, которое вознаграждается в аналогичных ситуациях.

3. О ценности – чем больше важен результат, тем больше вероятно совершение действия.

4. О «голодании-насыщении» - чем чаще человек получает вознаграждение, тем менее ценной является награда.

5. Об эмоиональности. Два типа реакции: агрессия и спокойствие. 

Социологический вариант концепций социального обмена основан на следующих постулатах:

1. Индивиды всегда стремятся к максимизации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека

2. Вступая в отношения с другими людьми, индивид пытается соотне­сти издержки, возникающие в результате этих отношений, с воз­можными выгодами.

3. Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь соблюдения «справедливых» отношений;

4. Индивиды, обнаруживающие свое участие в «неспра­ведливых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

5. Чем острее воспринимается несправедливость, тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые отношения»

6. Человек, вступающий в отношения обмена с другим человеком, будет ожидать, что доходы каждого из них будут про­порциональны расходам.

Теория социального  действия М. Вебера. Социальное действие обладает рядом принципов, мотивировано, направлено на другого человека, связано с ожиданием его реакции.

4 типа действий:

- целерациональное;                            

- ценностнорациональное;                 

- традиционное;

- аффективное.

В 1953 Т. Ньюкомбом был сформулирован интеракционистский подход коммуникации. Субъекты коммуникации здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Такой взгляд на коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации.

Символический интеракционизм (термин предложил Г. Блумер). Для символического ин­теракционизма коммуникация — не просто реакция, а субъективная осмысленность и направленность на других. Взаимодействия меж­ду людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и ре­агируют на них. Реакции людей носят не автомати­ческий, а осмысленный характер символических действий.

Этнометодология — теоретический подход, инициированный амери­канским социологом Г. Гарфинкелем (р. 1917). Этнометодология — теоретическое и методологическое направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной ан­тропологии в общую методологию всех социальных наук.

Драматургическая составляющая интеракции. По мнению, Гоффмана,  люди  сами создают ситуации общения, представляющие собой некий ритуал, действо, спектакль, где каждый выполня­ет определенную роль. Гоффман расматривал театр как аналогию повседневной жизни.
Коммуникация — это случайный результат, всегда грозящий осложнениями и провалами на сцене, что в повседневной жизни отражено в выражении «выяснить отношения».  
Интеракционистский культурологический подход к изучению комму­никаций в различных обществах и организациях стал очень попу­лярным в середине и второй половине
XX в. Предметом особого внимания являются символичес­кие действия или ритуалы, которые члены общностей регулярно или иногда совершают.

Теория межкультурного содержания коммуникации («проксемия»), разрабатываемая американским антропологом Э. Холлом, дает воз­можность уяснить культурные значения коммуникативных дейст­вий и соответствующее их выполнение, эффективность которых основана на признании принадлежности коммуникантов к опреде­ленной культурной среде.

В теории «лица» (идентичности в переговорах), предложенной С. Тинг-Туми, нашли отражение социокультурные аспекты комму­никации. Эта теория основывается на следующих предположениях: участники переговоров независимо от их культурной принадлеж­ности стараются сохранять идентичность (лицо) во всех коммуни­кативных ситуациях; идентичность особенно проблематична в си­туациях неопределенности.

Диалектическая теория отношений - Л. Бакстера.

Теории снижения неопределенности - Ч. Бергером.

Теория поля – К.Левин.

Лингвистические подходы. Сторонники этих подходов к изу­чению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:

 - система символической коммуникации, т.е. коммуникации путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающая челове­ческие существа от всех остальных видов;

- знаковая практика, в которой и посредством которой человечес­кая личность формируется и становится социальным сущест­вом.

 

 

2. Структурные модели коммуникации, их достоинства и недостатки. Элементы коммуникационного процесса и их характеристика.

а) Структурные модели коммуникации, их достоинства и недостатки.

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одно го человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).

Модель Аристотеля. В «Риторике» древнегреческий философ писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обраща­ется; оно-то и есть конечная цель всего»

ОРАТОР - РЕЧЬ - СЛУШАТЕЛЬ

Модель Лассуэлла. В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Коммуни­кативное действие раскрывается по мере ответа на пос­ледовательно возникающие вопросы:

- кто?

- сообщает что?

- по какому каналу?

- кому?

- с каким эффектом?

1968 г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей мо­дели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопрос: кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Ис­пользуя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом?

Монологичность формулы Лассуэлла вызвана тем, что в ней выражен бихевиористский подход к коммуникации.

Модель Шеннона—Уивера. По существу эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью.

Математическая теория коммуни­кации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.

Понятие избыточности — повторения элементов сообщения для Предотвращения коммуникативной неудачи — чаще всего демон­стрируют на примере естественных человеческих языков.

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появление возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений:

- она механистична;

- отражает преимущественно технические способы коммуникации;

- человек включается в нее лишь в качстве «источника» или «приемника» информации;

- она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой ин­формации, уделяя внимание только ее количеству;

-  коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Модель М. де Флера. Зачастую неспособность участников ком­муникации осознать, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают, является причиной многих затруднений обще­ния. Эта мысль, уже заложенная в модели Шеннона—Уивера, при­влекла внимание и получила дальнейшее развитие в исследованиях М. де Флера, существенно модифицировавшего линейную модель коммуникации (рис. 3.4).

Циркулярная модель коммуникации. В этой модели отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной;
связи. Циркулярная (циклическая) модель коммуникации была предло­жена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда. Шрамм полагал, что было
бы слишком большим заблуждением рассматривать коммуникацию
как линейный процесс, у которого есть начало и есть конец. В дей­ствительности это процесс бесконечный; чтобы исправить неточ­ность линейных моделей, необходимо подчеркнуть циклический характер коммуникации, когда ее участники (источник и получа­тель) периодически меняются ролями.

Двухканальная модель речевой коммуникации. Отечествен­ный психолог В.П. Морозов предложил оригинальную модель, в ко­торой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В целом он придерживается получившей широкое распространение схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой взаимодействие следующих основных частей:

- источника информации (в данном случае говорящего человека, передающего информацию);

- сигнала, несущего информацию в закодированном определен­ным образом виде (в данном случае в форме акустических осо­бенностей речи и голоса);

- приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию (в данном случае слуховой системы, мозга и психи­ки субъекта восприятия — слушателя).

Особенность данной модели состоит в учете роли функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной.

б) Элементы коммуникационного процесса и их характеристика.

Источник (отправитель) сообщения. В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, обществен­ные институты (государственные учреждения, политические пар­тии, общественные организации, фирмы и т.п.).

Качества источника:

- Статус

- Надежность

- Квалификация

Факторы, влияющие на воздействие:

1. Общая ситуация.

2. Тема сообщения.

3. Время сообщения.

4. Способ кодирования.

Кодирование и декодирование. Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой ин­терпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправите­лем. Для этого используются системы кодов — символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами.

Декодирование — в техническом смысле — это обратный проце перевода закодированного сообщения на язык, понятный получат лю. В более широком плане это: а) процесс придания определены смысла полученным сигналам; б) процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения

Сообщение это уже осмысленная и соответствующим образом помощью языка или других знаковых систем) закодированная инфор­мация.

Канал. Термином «канал» целесообразно обозна­чать маршрут, используемый для передачи сообщения. «Коммуникацион­ный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контак­та), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиен­ту» (Соколов).

Каналы, интерпретируемые таким образом, можно разделить на:

- естественные — каналы, возникающие в сфере полисенсорного взаимодействия человека с другими людьми и с внешним миром при участии разных органов чувств (зрения, слуха, хеморецеп-ции, кожно-тактильной рецепции и пр.), а именно: аудиальные, визуальные, хемо- и иные каналы;

- искусственные (технические) - линии телефонной, телеграфной, радиосвязи, транспортные артерии и пр.

Получатель тот (или те), кому адресовано сообщение. Именно для него, собственно, и осуществляется коммуникация. Получателем может быть одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-ни­будь его часть. Когда в роли получателя выступает более чем одно лицо, его (получателя) называют аудиторией коммуникации.

Обратная связь. Термин «обратная связь» появился в киберне­тике. В кибернетике под обратной связью понимают процесс получения системой информации о последствиях ре­шений и действий системы таким образом, чтобы в случае необхо­димости изменить ее поведение и приблизить к искомой цели.

В теории коммуникации под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника. При обратной связи ком­муникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и свое поведение по отноше­нию друг к другу.

 

 

 

3 коммуникативные барьеры

Под коммуникативным барьерам обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В каждом виде человеческой деятельности — в политике, экономике, культу­ре и т.д. — присутствуют собственные барьеры, обусловленные спе­цификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная — невербальная, устная — письменная — электронная, межличностная — групповая — массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барь­еров.

Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров: 1) дискомфорт физической среды, в условиях которой восприни­мается сообщение; 2) инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами; 3) антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность; 4) языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта; 5) профессиональное неприятие — некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта; 6) неприятие имиджа коммуникатора.

В литературе по психологии и коммуникативистике принято вы­делять четыре типа барьеров:

1. фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;

2. семантический — различие в системах значений слов;

3. стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического со­стояния партнера по общению;

4. логический — сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие диском­фортные условия передачи и восприятия информации: акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонт­ные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо или шепотом; отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, картины, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание ее собеседников; температурные условия — слишком холодно или слишком жарко в помещении; погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.

Технические барьеры. для их об значения чаще всего используется понятие «шумы», введенное а научный оборот автором математической теории связи К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими проблемами и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником.

К. Черри подробно рассматривает некоторые варианты технических шумов. Он отмечает, что в технических каналах связи возмущения могут возникать из-за различных причин: шумы могут вызываться электрическими возмущениями; телевизионное изображение может искажаться помехами, вызванными системой зажигания автомобиля; в неисправных телефонных линиях возникают перекрестные помехи, когда при разговоре меже слышаться третий голос.

Особый интерес у математиков и физиков вызывает так называемый гауссов шум. Он возникает в результате беспорядочного наложения большого количества независимых возмущений.

 «Человеческие» барьеры коммуникации. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства,   хеморецепцию   (обоняние,   вкус),   терморецепцию   (чувства тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (нарушения логопедического характера — заикание, картавость и т.п.), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (афония, дисфония — полная или частичная потеря голоса вследствие, например, простудных заболеваний ввиду несмыкания голосовых связок), глухоты, полной или час ной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.д.

На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Парыгин выделяет социально-психологические барьеры деятель­ности, которые могут дифференцироваться по видам последней: это могут быть психологические барьеры познавательной, трудо­вой, управленческой, рекреативной, творческой, экономической, политической, правовой и духовно-нравственной деятельности, а также социально-психологические барьеры общения, столь же многообразные, как и само общение между людьми.

Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологи­ческого взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению.

Психологические барьеры выполняют две основные функции: функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адапта­ции личности к новым факторам внешней среды. Причины воз­никновения такого рода препятствий усматриваются обычно в особенностях либо ситуации, либо сообщения, либо личност­ных характеристик коммуникатора и реципиента; Функцию психологической защиты, которая способствует повышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокулътурные барьеры. В первую очередь порождают коммуникативные барьеры социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Если взаимодействующие лица имеют сходные социальные характеристики и, следовательно, сходный социальный опыт (принадлежат одной семье, одно государству, одной расе, одному полу, одному возрасту, и т.д.), то это значительно облегчает их взаимопонимание в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт (принадлежат разным семьям, государствам, расам, по возрастам, профессиям), их взаимопонимание может быть существенно осложнено.

Одна из главных причин этого состоит в феномене «группой (общественного)   сознания»,   которое   отчетливо   проявляете сплочённых группах (общностях), особенно в таких, где есть авторитарный лидер. Групповое (общественное) сознание интегральная характеристика любой более или менее организованной или очерченной общности существует объективно независимо от сознаний отдельных индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.

Таким образом, формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в определенной культурной среде. Нациям, классам, социальным, профессиональным, религи­озным и иным группам свойственно создавать свою собственную, отличную от других культуру, собственные знаковые системы (языки), стереотипы мышления и стандарты поведения, которые становятся особенно очевидны при столкновении с другими культу­рами. Однако представители различных культур могут столкнуть­ся с серьезными коммуникативными проблемами, связанными с не­совпадением, а порой и конфликтом норм, ценностей, стереотипов сознания и поведения.

Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуни­кации. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семан­тические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов, из-за несовпадения тезауру­сов — лингвистического смыслового наполнения произносимых слов.

 


4. Системность коммуникации и виды коммуникативных систем.

Система (греч. systema "целое, составленное из частей, соединение") - совокупность элементов, находящихся в многомерных отношениях друг с другом и образующих определенное целостное единство, способное функционировать. Общим требованием к любой системе является наличие трех признаков системности - объектность - элементы некоего множества или совокупности, структура - сеть отношений и связей между этими элементами и целостность свойство данной совокупности элементов функционировать как некое единство, в котором целое зависит от элементов, а элементы - от целого.

Существуют способы представления системности элементов являются, по сути дела, научными аналогами их реальных связей и отношений. Несмотря на сходство целей, каждый из них подчеркивает разные стороны системности. Итак:

Специфика коммуникативных систем определяется тремя критериями: 1) целевым назначением системы (какая информация сообщается и кому предназначается), 2) выбором коммуникативных средств, 3) каналами передачи и восприятия информации (аудитивным, визуальным, аудитивно-визуальным, тактильным, возможно, экстрасенсорным?!) и способами обмена информацией (естественными и искусственными).

На основе этих критериев различают естественные и искусственные коммуникативные системы. К естественным системам относятся те, в которых используются коммуникативные средства естественного языка слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения. Они имеют национальную специфику. К искусственным системам относятся те, в которых используются сконструированные (часто на базе вербального языка) или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов. Искусственные системы ориентированы на задачи общения на международном уровне, поэтому национальная специфика для них не характерна.

Искусственные коммуникативные системы подразделяются на априорные, апостериорные и смешанные. Априорные (лат. a priori "изначально") системы создаются как независимые, без опоры на естественный язык. Например, таковыми являются системы, основанные на логической классификации понятий так называемые философские языки.

Апостериорные (лат. a posteriori "из последующего") системы создаются на базе естественных языков, из которых обычно заимствуются коммуникативные средства и структура. Лексические единицы - слова и их составляющие - суффиксы, префиксы, окончания ориентированы на интернациональную лексику довольно широкого ареала, например, европейского, структура основана на базе упрощенной грамматики того или другого естественного языка.

К смешанному виду коммуникативных систем относятся такие, в которых используются элементы естественного языка и искусственно созданные элементы и связи между ними. В смешанном виде довольно четко различаются неспециализированные и специализированные коммуникативные системы.

К общим чертам любых коммуникативных систем относят относятся: 1) наличие трех системообразующих факторов - элементов, структуры и относительной целостности, 2) социально обусловленное функционирование, хотя и в разных по масштабам коммуникативных сферах, 3) функции коммуникации, репрезентации и кумуляции, 4) динамический характер.

К отличительным чертам относятся: 1) вариативность естественных систем как обязательное условие их развития и функционирования, невариативность (жесткость) искусственных систем как условие их устойчивости и эффективного функционирования, 2) богатство и разнообразие элементов, составляющих естественные системы, в отличие от ограниченного объема и однородности элементов в искусственных системах, 3) однозначная соотнесенность элементов в искусственных системах в плане формы и содержания, в отличие от элементов естественных систем, которые характеризуются многозначностью и смысловой вариативностью, 4) доминирование специфических функций в искусственных системах и доминирование коммуникативной функции в естественных системах.

По-видимому, дальнейшее развитие коммуникативных систем обоих видов будет определяться собственно социальными факторами - характером социального заказа общества в специальных коммуникативных сферах и социальными условиями функционирования естественного языка.

5 вербальная коммуникация

Семиотика, или семиология (от греч. 8етеюи1шп, от ветеюп — знак, признак) - наука, исследующая свойства знаковых систем и соот­ветственно знаков (естественных и искусственных языков).

Являющаяся объектом изучения семиотики знаковая система -  это совокупность знаков, устроенная определенным образом. Знаковая система есть материальный посредник, который служит для обмена информацией между двумя другими материальными системами. Понятие знака (минимальной единицы знаковой системы),  или; языка, несущего информацию, которое лежит в основе семиотики,' требует отдельного рассмотрения.

Основные принципы семиотики сформулировал Ч.С. Пирс.

По объекту изучения современная семиотика разделяется на три больших узла: 1) семиотика языка и литературы, объектом изучения которой являются проявления языка-речи, или тексты; 2) знаковые явления других родов, такие, как живопись, музыка, архитектура, кино, обряды, ритуалы (в той мере, в какой они являются знаковыми системами); это менее тесный узел; 3) системы коммуникации животных и системы биологической связи в человеческом! организме; этот узел стоит несколько особняком. Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковых системы: 1) синтактику, изучающую отношения между знаками, т.е  внутренние свойства систем знаков (иначе, правила построения знаков  рамках знаковой системы); 2) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом - внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками: горящим, слушающим, пишущим, читающим.

Разделение на семантику, синтактику и прагматику ввел Ч. Мор­рис.

Синтактика изучает объективные законы устройства знаковых систем. Ее задачей является описание запаса правильно построен­ных текстов (составных знаков) для различных классов знаковых систем. В идеале она должна описывать все допустимые тексты. Од­нако в настоящее время на практике это реализовано только для искусственных языков. В случае естественного языка формальное описание синтактики (прежде всего синтаксиса) получено лишь фрагментарно. Причины этого — избыточность естественного языка в отличие от искусственных знаковых систем а также динамичность системы естественного языка, ее постоянное Движение, развитие.

Семантика изучает законы смысла. Центральным понятием семантики является понятие значения.  Обычно для разъяснения структуры языкового значения используется «семантический угольник». В значении слова находит обобщенное отражение определен­ный предмет, «фрагмент» действительности: слово является назва­нием не отдельного предмета, а целого класса предметов. Предме­ты и явления действительности отражаются в сознании человека в виде логических понятий. Таким образом, значение есть соотнесен­ность знака (слова) с определенным понятием.

Прагматика изучает законы, зависящие от позиции наблюдате­ля Языковые основы прагматики лежат за ее пределами — в синтактике и семантике языка.

 

6 невербальная коммуникация.

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует пони­мать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психи­ческих явлений

В широком смысле понятие «невербальная коммуникация» практи­чески отождествляется с понятием «невербальное поведение» и оз­начает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре ко­торой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

Основное свойство невербального поведения — движение, по­стоянное изменение совокупности невербальных средств выраже­ния вслед за изменениями личности. Ядро невербального поведе­ния составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрес­сия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса,  прикосновения), которые связаны с изменяющими психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия.

Наиболее полно особенности невербального языка как специфического  языка  общения  описаны  американским  психологом Л Р. Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природный, первичный, правополушарный, имеющий в отличие от вербального языка не линейную временную последовательность, а пространственно-временную целостность. Вербальный язык представляет собой вокально-звуковое явление, легко кодируется и декодируется. Невербальный язык состоит из разнообразных движений, значительная часть невербальной информации вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потери их смысла для партнеров.

С помощью акустического канала отражается просодичес­кая    структура   невербального   поведения.   К   ней   примыкает экстралингвистическая структура (речевые паузы и психо-физиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздохи и т.д.).

Такесика — область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения; (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку; всех нюансов физического контакта.

Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи.

Согласно другому подходу к оценке роли неречевой коммуникации, в процессе общения признается «автономность текста» невербальной коммуникации, так как она выражена знаками и имеет в ряду с речевой свой план выражения содержания и интерпретации.

Наконец, третья точка зрения отстаивает приоритет невербального поведения над вербальным в качестве более экономного и эффективного средства в достижении целей коммуникации. Человек в ситуации общения реализует некоторую невербальную программу, накладывая на нее вербальную форму.

 

 

 

7. Коммуникативная личность: свойства и процесс формирования. Коммуникативная компетентность и коммуникативный стиль.


               
Как видовое понятие коммуникативная личность значительно шире понятия языковая личность, так как предполагает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины. Коммуникативная личность имеет свои особенности актуализации на разных уровнях и в разных типах коммуникации. Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Параметры коммуникативной личности. Определяющими для коммуникативной личности являются характеристики, которые составляют три основных параметра: мотивационный, когнитивный и функциональный. Пересечение некоторых характеристик языковой и коммуникативной личностей не означает тождества последних. Во-первых, эти характеристики занимают различное место в структуре языковой и коммуникативной личностей благодаря своей роли в их формировании; во-вторых, их содержательная интерпретация совпадает лишь частично.-  Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация - бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор. Степень мотивированности определяется силой потребности, которая концентрируется в коммуникативной установке как важнейшей социологической доминанте коммуникации.    
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми. Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации — важные характеристики коммуникативной компетентности.

 

8. Понятие и свойства межличностной коммуникации.

Понятие «межличностная коммуникация» используется в процессе анализа способов обмена сообщениями между партнер их приема и переработки. понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими инс ми, вступившими в контакт друг с другом. Основные свойства межличностных коммуникаций. Коммуникативная компетентность.

Искусство межличностной коммуникации прямо связано с тем, насколько человек оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия. Чтобы оценить уровень формирования необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков, используется понятие коммуникативной компетентности, которая складывается из следующих моментов:- способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуацию, в которой он оказался;- коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру! реализовать коммуникативный замысел;- способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера;- навыков самонастройки, саморегуляции в общении

- умения преодолевать психологические барьеры в общении;

 

9. Коммуникативная структура малой группы: понятие, функции, разновидности

 Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.

Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: 1. формирование согласия; 2. обеспечение согласованных действий;3. складывание особой культуры группы.             
Коммуникативная структура малой группы.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

При исследовании малых групп чаще всего выделяют:

* структуру связей и отношений, порождаемых совместной относительностью (экономические, организационные, функциональные);

* структуру связей, возникающую в процессе общения (ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношенийВ коммуникативной структуре группы учитываются информаци­онные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют:

* положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизне­деятельности группы);* направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

Экспериментаторы Бейвеласа и Ливитта К. Фашо и С. Московичи. Исследователи пришли к выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соот­ветствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сло­жившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для дости­жения цели. Подобная оптимизация естественным образом проис­ходит в процессе развития группы. Последующие исследования подтвердили эту закономерность. В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализован­ными.В централизованных сетях преимущественно один человек распростра­няет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радикально или иерархически). Это способствует повышению управляе­мости группы и более быстрому решению простых задач. Целесооб­разно передавать по централизованным сетям информацию в слу­чаях, когда надо довести одну и ту жег без искажений, информацию До сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.Виды централизованных коммуникативных структур

- фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других1 никое взаимодействия;- радиальная — вся информация передается членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию

- иерархическая — структура с двумя и более уровнями подчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности.

Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, занимающими соседние уровни иерархии. Как следует из схем, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии, есть непосредственный помощник, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника.
В   децентрализованных сетях участники равны,   каждый
может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и общаться с остальными участниками сети. Информация в децентрализованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.Децентрализованные сети используются, когда необходимо решить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи завышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы.

Виды децентрализованных коммуникативных структур цепочка — информация передается последовательно от одного члена группы к другому;круговая отличается тем, что здесь одинаковыми возмож­ностями располагают все без исключения члены группы. Ин­формация может бесконечно долго циркулировать между члена­ми группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участ­ники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их; полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.

Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетво­ренность работников оказывается наибольшей в случае менее цент­рализованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетво­ренность индивида связана с возможностью доступа к максималь­ному объему информации или максимального влияния на нее. Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно- ролевой структурой. Под статусно- ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы по­ведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе. В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом ин­формации он владеет. Характер сообщаемой информации также за­висит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой инфор­мации.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия.

 

10.Специфика, уровни и формы межкультурной коммуникации.

 Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что при встрече представителей разных культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами. Межкультурная коммуникация понимается как адекват­ное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принад­лежащих к разным национальным культурам .Проблема межкультурной коммуникации не сводится исключи­тельно к языковой проблеме. Межкуль­турная коммуникация предполагает существование не только рас­хождений между двумя разными языками, но и различия при использовании одного языка. Жизнедеятельность и отношения людей определяются сущест­вующими в той или иной культуре нормами, которые регулируют широкие области человеческого мышления и поведения и оказыва­ют большое влияние на характер восприятия, оценки и меж­личностные отношения.

Вместе с тем отдельно взятая культура не является гомогенной структурой. Существуют групповые отступления от общепринятых в той или иной культуре стандартов мышления и поведения. Если такие отступления варьируются в допустимых пределах, то они уживаются в данной культуре. В этом случае говорят о существова­нии субкультур в рамках одной культуры (например, молодежные субкультуры). При всех своих различиях субкультуры имеют одну и ту же основу картины мира, ценностей, норм и образцов поведе­ния, которые указывают на их принадлежность к определенной культуре. Эта основа возникает из социально-культурного опыта, определяющего, что в данной конкретной ситуации считается не­обходимым, нормальным, разумным и приемлемым. Отступления, выходящие за допустимые рамки, чаще всего отвергаются в преде­лах культуры.Поведение людей, принадлежащих к другим культурам, не является чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнозированию, но требует специальных образовательных про­грамм, направленных на подготовку к межкультурной коммуника­ции. Изучение иных культур, их особенностей, закономерностей их функционирования и развития обогащает человека, трансфор­мирует его отношение к миру и другим людям, может кардинально изменить его отношение к жизненным ситуациям            
Межличностный уровень коммуникации. Конечным субъек­том межкультурного общения выступает сам человек. Поведение каждого человека определяется системой общественных отношений и культурой, в которые он включен. Каждый участник культурного контакта располагает своей собст­венной системой правил, но эти правила обусловлены его социо-культурной принадлежностью. Различия в этих правилах могут рас­сматриваться как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте межкультурной коммуникации. Поэтому в непосредственном общении представители различных культур должны преодолевать не только языковые барьеры, но и барьеры, носящие неязыковой характер и отражающие этнонациональную и социокультурную специфику восприятия окружающего мира, наци­ональные особенности мышления, специфические мимические и пантомимические (кинесические) коды, используемые носителями различных лингвокультурных общностей.           
Межкультурная коммуникация в малых группах принимает разные формы: запланированных переговоров, например между представителями правительственных учреждений или деловых ор­ганизаций стран с различной культурой; незапланированного об­щения, например во время туристических поездок, на конференци­ях или на академических семинарах. Коммуникация в малой группе, состоящей из представителей разных культур, будет плодотворной только при условии, что ее участники способны адаптировать свои коммуникативные дейст­вия к конкретным условиям данной группы. Межкультурная коммуникация в больших группах. В случаях, когда межкультурная коммуникация осуществляется между больши­ми группами людей, выделяют этнический и национальный уровни коммуникации Этнический уровень межкультурного взаимодействия наблюдается между локальными этносами, этноязыковыми, историко-этнографическими (по общности духовной культуры), этно-конфессиональными и другими общностями. В современной этно­логии этносом считается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, характеризуемая общими особенностями культуры, самосознанием и совместно осуществляемой хозяйственной дея­тельностью.

Национальный уровень межкультурной коммуникации возможен при наличии национального единства. Национальное единство возникает как на моноэтнической, так и на полиэтничес­кой основе через общую хозяйственную деятельность и государст­венно-политическое объединение. Это дополняется и формирова­нием соответствующей культуры. Национальная культура представля­ет совокупность традиций, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства.

ФОРМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аккультурация как форма межкультурной коммуникации. Аккуль­турация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора). Фактически понятие аккультурации синонимично понятию межкультурной коммуникации, его со­держание отражает различные формы коммуникации культур, по отношению к которым сама аккультурация выступает как мета-форма.Комбинация возможных вариантов решения этих проблем давала следующие четыре основные стратегии аккультурации:

ассимиляциявариант аккультурации, при котором человек пол­ностью принимает нормы и ценности иной культуры, отказыва­ясь при этом от своих норм и ценностей;

сепарацияотрицание чужой культуры при сохранении иденти­фикации со своей культурой. В этом случае представители недо­минантной группы предпочитают большую или меньшую сте­пень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоля­ции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией;

маргинализацияэто одновременно потеря идентичности с соб­ственной культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства. Такая ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную культурную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия стремления к полу­чению новой идентичности (возможно, вследствие дискримина­ции или сегрегации со стороны этой культуры);

интеграцияидентификация как со старой, так и с новой куль­турой

Еще недавно исследователи полагали, что наилучшей страте­гией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня целью аккультурации считается достижение ин­теграции культур, дающее в результате бикультуральную или муль-тикультуральную личность.-Таким образом, культуры при взаимодействии не только допол­няют друг друга, но и вступают в сложные отношения, обнаруживая при этом свою самобытность и специфику. Поэтому реальное взаи­модействие культур обнаруживает как позитивные (обогащение культур), так и негативные (их подавление, обеднение — эрозия) следствия.

 

11.Особенности, виды и функции коммуникаций в организациях. Сущность и формы деловой коммуникации.

ОСОБЕННОСТИ В современной литературе описываются различные типы организаций: системная, живая, развивающая, социальная, техническая,  психологическая, экономическая, потребляющая ресурсы и преобразующая их в конечный продукт, многообразная по целям и методам, применяемым в достижении целей. Эти и многие другие определения могут использоваться по отдельности, в различных сочетаниях, с различной детализацией для определения типа современных организаций. Вне зависимости от того, к какому именно типу принадлежит та или иная организация, необходимым условием ее существования является координация совместной деятельности работников достижения поставленных целей.

Каждый тип организации может быть работоспособным в том случае, если в нем культивируются соответствующие именно формы реализации функций управления. Роль коммуникации в процессах целеполагания и организации обратной связи вряд ли можно переоценить. Целостность организации, ее принадлежность к какому-то конкретному типу определяются тем, каким именно способом коммуникации объединяют элементы внешней и внутренней среды и направляют деятельность 1 достижение поставленных целей. Основные различия коммуникаций заключаются в их структурных и процессуальных характеристиках.          

ВИДЫ  КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Коммуникации в организации делятся на формальные (официальные) и неформальные. Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам. Среди формальных коммуникаций выделяют: - вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня на другой; - горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений. Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую менеджерам для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность; - нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками. Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации и осуществляются по неформальным каналам, которые существуют в силу личных отношений между членами организации.

Сущность и формы деловой коммуникации

Особенности каждой формы деловой коммуникации определяются следующими критериями: цель проведения (зачем); участники (кто, с кем, для кого); регламент (как долго); коммуникативные средства реализации намерений (как); организация пространственной среды (где); ожидаемый результат (какой, что «на выходе).    Деловой разговор.самый распространенный ситуативный контактный метод. Цель такой коммуникации — обмен информацией по конкретному вопросу. Ситуационный контакт состоит из следующих элементов: запрос, ответ, согласованные действия, ожидаемый результат. Эффективность делового разговора зависит не только от профессиональной     компетентности участников, но и от манеры держаться, двигаться, речевой культуры и умения слушать.         Деловая беседа представляет собой своеобразную психологическую пьесу, включающую монологи и диалоги, определенный набор  ролей, разыгрываемый в рамках конкретного времени. Основная цель деловой беседы — обмен информацией. В зависи­мости от предметного содержания различают деловые беседы сле­дующего содержания: найм и увольнение персонала, «поручение производственного задания», анализ и разрешение конфликтных ситуаций, внедрение новаций, трудовая и производственная дис­циплина, улучшение психологического климата в коллективе. Деловая беседа состоит из пяти фаз: начало беседы, передача ин­формации, аргументирование, опровержение доводов собеседни­ка, принятие решений.
Деловая беседа по телефонусамый быстрый деловой контакт, телефон является одним из самых эффективных средств экономии времени и одновременно самым распространенным «поглотителем» времени. План беседы по телефону определяется количеством времени, отводимого на разговор, и состоит из следующих этапов: взаимное представление; введение собеседника в проблему; обсуждение проблемы, ситуации; заключительное резюме. 
Деловое совещаниеэто общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллек­тивного осмысления и решения.

Пресс-конференция мероприятие, направленное на информационную и рекламную поддержку имиджа организации.

12. Сущность, типы и функции социально-коммуникативных технологий.
 

Социальная технология – это опирающаяся на определенный план (на программу действия) целенаправленная и системно организованная деятельность социального субъекта, направленная на решение какой-либо значимой задачи, и представляющая собой систему процедур и операций использования социальных ресурсов. Объект социальной технологии – социальное пространство и социальное время. На рубеже ХХ-ХХI веков появляется разновидность – СКТ (социально-коммуникативные технологии).

Сюда относят:

- электоральные;

- рекламные и PR-технологии;

- технологии пропагандисткой деятельности.

СКТ – опирающаяся на определенный план, целенаправленная, системно-ориентированная деятельность субъекта, направленная на решение общезначимой задачи посредством управления социальной коммуникацией.

Объект – социальное пространство и социальное время.

Предмет – процесс управления социальным пространством и социальным временем для решения конкретных задач.

Субъекты СКТизации:

- первичные – рекламные и PR-агентства, редакции, PR-службы, редакции СМИ и другие, разрабатывающие СКТ);

- вторичные – специальные организации, реализующие разработанные технологии.

Признаки СКТ:

- искусственность и сознательность управления;

- наличие социально-значимой цели;

- социальный характер процесса;

- системность;

- планомерность;

- технологичность;

- формализация:

- оптимизация и обратная связь;

- дискретность;

- креативность и стандартизация;

- цикличность и возможность тиражирования.

ТИПОЛОГИЯ СКТ.

Критерии:

а) интенсивность воздействия:

- низкоинтенсивные – цель – создать благоприятную почву для будущих действий, цель скрытая, оценка их нейтральная;

- высокоинтенсивные – позволяют за короткий срок осуществить изменения в сознании получателя, цель явная, оценивают их как пропагандистские действия.

б) наличие обратной связи:

- односторонние СКТ;

- двусторонние СКТ.

в) характер взаимодействий – в зависимости от возможностей слияния участников друг на друга выделяют:

- симметричные СКТ;

- ассиметричные СКТ.

4 подхода СКТ  к PR-деятельности:

1. Модель жесткого манипулирования (односторонняя асимметричная коммуникация).

2. Модель информирования (журналистская) – односторонняя симметричная.

3. Мягкое манипулирование – асимметричная двусторонняя.

4. Двустороння симметричная модель.

Hosted by uCoz