Билет 1

1. Педагогика в системе наук о человеке. Предмет педагогики, как науки

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б.М. Бим-Бад).

Педагогика - единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский, А.В. Хуторской).

Педагогика — одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

2. Характеристика содержания образования. Понятие о базисном учебном плане, образовательном стандарте, учебной программе по предмету «химия»

Содержание образования – это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Существуют следующие общие принципы формирования содержания школьного образования:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.

Образовательные стандарты - это комплексные, поддающиеся измерению характеристики, определяющие способность личности к разнообразной деятельности в современном мире.

В Словаре-справочнике В. М. Полонского фиксируется два основных понятия для системы российского образования:

·        стандарты в образовании как правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования;

·        стандарт общего среднего образования - документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования учащихся (т.е. образовательный ценз).

Образовательный стандарт определяется как совокупность конкретных требований, т.е. описание определенных знаний, умений и навыков, того минимума, который позволяет достаточно объективно сертифицировать уровень и качество подготовки студентов по определенной дисциплине. Есть и более широкое определение образовательного стандарта как документа, который определяет обязательные минимально допустимые требования к организации, процессу и результатам образовательной деятельности, которые позволяют выпускнику высшего учебного заведения успешно выполнять свои социальные функции.

Школьная учебная программа - это обязательный для учителя Государственный нормативный документ, воплощающий в себе цель и содержание школьного образования в рамках функциональных возможностей конкретного учебного предмета; определяющий соотношение объемов содержания теоретического и практического учебного материала, логическую последовательность и дозировку по времени его изучения в целом, по годам обучения, разделам и темам; прогнозирующий результаты обучения и воспитания конкретных возрастных контингентов школьников, интегрирующий, программирующий и направляющий деятельность учителя и учащихся на достижение этих результатов в рамках установленного времени; обусловливающий основные требования к методам и организации преподавания предмета.

Hosted by uCoz