Билет 6

1. Личность, группа, коллектив. Роль коллектива в воспитании личности

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

·        Отличается самостоятельностью в поступках;

·        Способна нести ответственность и решать проблемы;

·        Контролирует поведение, обладает силой воли;

·        Способна изменяться с течением времени.

Группа - объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки группы:

·        наличие внутренней организации;

·        общая (групповая) цель деятельности;

·        групповые формы социального контроля;

·        образцы (модели) групповой деятельности;

·        интенсивные групповые взаимодействия

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

·        социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

·        стигматизация - «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) - стиль жизни данной группы;

·        идентификация - отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы - другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе-выходе» (и осуществлением «рефлексивного мониторинга», по Э. Гидденсу);

·        хабитуализация - то есть «опривычивание» (согласно П.Бурдье), освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Любая группа, как живой организм проходит несколько стадий своего развития. Первая стадия - это ассоциация - такой уровень развития при котором определена общая цель. Если ассоциация без особых изменений держится довольно долго, она начинает структурироваться, происходит распределение ролей, появляются неформальные группы и их лидеры, группа становится кооперацией. Итак, ассоциация превратилась в кооперацию и приступила к выполнению своих задач, и тут начинается групповой процесс: интриги между неформальными группами, конфликты между отдельными членами. Меняется состав групп и группировок, начинаются агитация и пропаганда. Между группами происходит борьба за "место под солнцем". Всё это отвлекает от выполнения основных задач. На такой стадии развития группа называется процессуальной. Если этот процесс удаётся свести до минимума, группа может превратиться в коллектив. Определение этого понятия таково: "Коллектив - это такой уровень развития группы, при котором её член может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес" (Литвак).

Чем отличается коллектив от кооперации:

·        В трудные времена кооперация распадается, а коллектив сплачивается

·        В кооперации не возникают дружеские эмоциональные связи

·        Существенным признаком кооперации является групповой эгоизм, коллектив же - открытая система, попасть в него легко

·        Положение в коллективе определяется личной компетентностью, если она отсутствует, то не помогут ни знакомства, ни заслуги

В сплоченном коллективе каждый учащийся ощущает себя частью команды, болеет за общее дело, переживает за успех и неудачу, чувствует себя ответственным за общее дело. Но его роль далеко не пассивна, напротив, подросток может активно воздействовать как непосредственно на свои действия, так и на действия всей команды. В этой ситуации возрастает значение здорового морально-психологического климата в коллективе.

При наличии доброжелательных отношений в коллективе все ребята заинтересованы в общем успехе команды, акцент работы (тренировок) должен быть направлен на устранение слабых мест команды (физические, тактические, технические моменты), в том числе и «подтягивание» слабых игроков.

Огромное значение для формирования ответственности имеет социально-психологический климат в коллективе, который характеризуется определенной эмоциональной окрашенностью. Благоприятный микроклимат коллектива включает в себя оптимизм, радость совместной деятельности и общения, доверие, «чувство локтя», «чувство защищенности», уверенность, бодрость и подобные эмоциональные состояния участников. Благоприятный характер общения, наличие в коллективе проявлении взаимопомощи, взаимовыручки способствует выработке необходимых качеств подростков в преодолении трудностей. Неудачи порождают противоположные чувства - пессимизм, раздражительность, равнодушие (Плахотный, 1981). Нормальный психологический климат связан с ощущением продвижения в избранном направлении, с успехами коллектива, его перспективами. В нашем случае -спортивные успехи и достижения, победы, набор и поддержание хорошей физической формы овладение и усвоение сложными техническими и тактическими элементами игры и т.п.

Именно поэтому важной задачей педагога является создание в коллективе обстановки, которая бы вызывала эмоциональный подъем, особую настроенность на выполнение поручения.

2. Характеристика методов обучения по классификации Лернера. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся

Классификация методов обучения И. Я. Лернера - по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся:

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Hosted by uCoz